Владиславлев Михаил Иванович
(9/21.11.1840 - 24.4/6.5.1890)
Родился в семье сельского священника, уроженец Старорусского уезда Новгородской губернии. Учился в Старорусском духовном училище и Новгородской духовной семинарии, после окончания которой в 1859 году поступил в Петербургскую духовную академию.
В этот период он сблизился с писателем Ф.М. Достоевским и его братом Михаилом, которые предложили ему сотрудничать в издаваемом ими ежемесячном журнале “Время”. С 1861 года М.И. Владиславлев стал регулярно помещать в журнале статьи критико-библиографического и научно-популярного характера по вопросам философии.
В Санкт-Петербургской духовной академии пробыл всего два года; в академии случилось столкновение преподавателя греческой словесности со студентами, вследствие которого Владиславлев, в числе других, был исключен и отправлен на родину, но скоро вернулся в Петербург.
В 1862 г. уволен из духовного звания “для определения в гражданскую службу”. В том же 1862 г. причислен к Министерству народного просвещения. В 1865 г. сдал экзамены на Историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета на степень кандидата.
Посланный за границу для приготовления к профессуре, он слушал лекции Куно-Фишера, Ноака и в особенности Лоце. Защитив диссертацию ("Современные направления в науке о душе", СПб., 1866), Владиславлев был избран штатным доцентом философии в Санкт-Петербургском университете и вслед за тем занял кафедру философии в историко-филологическом институте. Сверх того, он несколько лет преподавал ту же науку на высших женских курсах.
В 1868 г. Владиславлев получил степень доктора философии за диссертацию "Философия Плотина, основателя новоплатоновской школы" и был избран экстраординарным профессором; в 1879 г. получил звание сверхштатного ординарного профессора; с 1885 года был деканом историко-филологического факультета, в 1887 г. назначен ректором Санкт-Петербургского университета; умер 24 апреля 1890 г.
Владиславлев был явным и последовательным противником материализма. В лекциях и трудах он часто склоняется к неоплатонической традиции. В течение своей 24-летней профессорской деятельности Владиславлев читал лекции по логике, психологии, истории философии, метафизике, этике и философии духа. В специальных курсах он разбирал метафизику Аристотеля, критику чистого разума Канта, Микрокосм Лоце. Лекции его отличались ясностью и отчетливостью изложения. Во всех его сочинениях видна добросовестная работа и ясная мысль. Книга его о Плотине представляет собой первую самостоятельную и хорошую русскую работу по истории философии.
Как философ, Владиславлев нападал на материалистические тенденции; как педагог, он стоял за классическую систему образования. Литературная его деятельность началась с 1861 г., когда он стал помещать в "Времени" критические и библиографические статьи; позднее он сотрудничал в "Эпохе", в "Отечественных Записках" (1865 - 1866) и в "Журнале Министерства Народного Просвещения.
Кроме указанных работ Владиславлев перевел "Критику чистого разума" Канта (СПб., 1867) и составил "Логику" (1872, 2-е издание 1881; в свое время это был лучший учебник логики, а историческая часть этого сочинения и доныне остается единственною существующею на русском языке попыткой представить историю логики) и "Психологию" (1881, два тома; третий, задуманный им, он не успел обработать).
В конце 80-х годов наша журналистика много говорила о психологической теории Владиславлева, пытавшегося установить две "гаммы" чувствований: положительную - разные степени уважения, удивления, величия, и отрицательную - разные степени пренебрежения и презрения. Мерилом чувствования принималось, между прочим, отношение материальных средств данного лица к стоящим выше и ниже его на лестнице благосостояния: предполагалось, что пропорционально богатству объекта растут положительные чувствования субъекта, и наоборот. Защиту Владиславлева и объяснение в благоприятном для него смысле вышеприведенной теории принял на себя ученик его, профессор А.И. Введенский ("Научная деятельность Михаила Ивановича Владиславлева", в "Журнале Министерства Народного Просвещения", 1890, июнь, и отдельно).
Жена: Мария Михайловна, дочь инженера Михаила Михайловича Достоевского, племянница Федора Михайловича.
Их дети:
Владимир Михайлович (1868 года рождения),
Ольга (1869 года рождения),
Вера (1870 года рождения),
Надежда (1872 года рождения),
Михаил (1878 года рождения),
Николай (1879 года рождения),
Леонтий (1882 года рождения).
При рождении в 1868 году сына Владимира восприемниками были: дворянин Федор Михайлович Достоевский и Новгородской губернии села Залучье дочь священника Ольга Ивановна Владиславлева.